рабочая программа воспитания

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………….. 3
1. Особенности организуемого в МКОУ «Зрыхская СОШ»
воспитательного процесса …………………………………… 5
2. Цель и задачи воспитания ………………………………………………… 2
3. Виды, формы и содержание деятельности ………………………………. 12
3.1.1. Модуль «Классное руководство» ……………………………………… 12
3.1.2. Модуль «Школьный урок»……………………………………………… 14
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»…………………………… 15
3.1.4. Модуль «Самоуправление»……………………………………………… 17
3.1.5. Модуль «Профориентация»…………………………………………….. 18
3.1.6.Модуль «Работа с родителями (законными представителями)
обучающихся»....................................................................................................... 19
3.2.Модуль«Общественныеобъединения»……………………………………..20
4.
Основные
направления
самоанализа
воспитательной
работы (мониторинг) …………………………………………………………. 22
Приложение 1. Календарь мероприятий программы воспитания (уровень
начального общего образования) …………………….…………………...…. 26
Приложение 2. Календарь мероприятий программы воспитания (уровень
основного общего образования) ……………………...……………………….. 31
Приложение 3. Календарь мероприятий программы воспитания (уровень
среднего основного общего образования) ……………………….....…………. 38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) является
нормативно-управленческим документом МКОУ «Зрыхская СОШ»,
определяющим
организационно-управленческие
и
содержательнодеятельностные направления осуществления воспитательной работы в
образовательной организации.
2

Настоящая Программа школы разработана на основе следующих
нормативных документов:
– Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г.);
– Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.);
– Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012 г., №273-ФЗ; с изм.);
– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении Федерального Государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 г., №373; с изм.);
–
Устава Муниципального казенного
общеобразовательного
учреждения «ЗСОШ».
Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов
образовательной деятельности документ, который дает представление о
направлениях и содержании воспитательной работы МКОУ «Зрыхская СОШ».
В центре рабочей программы воспитания находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития Республики Дагестан, России и мира. Таким образом, одним
из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию,
мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социальнозначимые качества личности, активное участие в социально-значимой
деятельности.
Рабочая программа воспитания в МКОУ «Зрыхская СОШ» содержит
четыре раздела:
1. Особенности организуемого в МКОУ «ЗСОШ» воспитательного
процесса.
2. Цели и задачи воспитания.
3. Виды, формы и содержание деятельности.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
(мониторинг).
В разделе «Особенности организуемого в МКОУ «ЗСОШ»
воспитательного процесса» представлена специфика деятельности
образовательной организации в сфере воспитания.
В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных
ценностей сформулированы цель воспитания и задачи, которые
образовательной организации предстоит решать для достижения цели.
3

В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким
образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач
воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и
вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из
поставленных образовательных организацией задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
– «Классное руководство»,
– «Школьный урок»,
– «Курсы внеурочной деятельности»,
– «Самоуправление»,
– «Профориентация»,
– «Работа с родителями».
В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной
работы» показано, каким образом в образовательной организации
осуществляется самоанализ проводимой в ней воспитательной работы.
В данном разделе представлен перечень основных направлений мониторинга.
К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный
план воспитательной работы.
Настоящая Программа является общедоступным документом для
ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей),
подлежит размещению на официальном сайте МКОУ «ЗСОШ» в сети
Интернет.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МКОУ «ЗСОШ»
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитание – есть управление процессом развития личности через
создание благоприятных для этого условий.
Целью воспитательной работы в МКОУ «ЗСОШ» является создание
событийной среды, где при социально-педагогической поддержке, в ходе
социально-значимой деятельности учащихся, происходит духовное развитие,
становление и развитие образованного, функционально грамотного,
обладающего ключевыми компетентностями, нравственно, психически и
физически здорового гражданина-патриота своей Родины, уважающего
законные права и свободы других людей, конкурентно-способного в
современной социально-экономической ситуации.
Современные требования обеспечить высокий, образовательный,
творческий и социальный уровень обучающихся при максимально полезном и
плодотворном использовании свободного времени и сохранения их здоровья,
4

определяют необходимость создания единой воспитательной системы в
образовательной организации, которая выстраивается на основе интересов
обучающихся и использовании разнообразных видов и форм занятий с
учениками.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
– соблюдение законности и прав семьи и ребенка, конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
– ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов;
– реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
– организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
– системность и целесообразность процесса воспитания как условия его
эффективности.
Основы воспитания в образовательной организации:
– стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
«Ключевые общешкольные дела», через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
– важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
– в образовательной организации создаются такие условия, при которых
по мере взросления ребенка увеличивается его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
– в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их
социальная активность;
– педагоги образовательной организации ориентированы на
формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков и иных
детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
– ключевой фигурой воспитания в образовательной организации
является классный руководитель, реализующий по отношению к детям
5

личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Воспитательная работа в образовательной организации условно
разделена на три блока, включающая в себя работу с обучающимися, работу с
родителями (законными представителями) и работу с классными
руководителями, при обеспечении согласованности и взаимного дополнения
этих блоков.
Одним из показателей эффективности воспитательной работы в школе
определяется заинтересованность обучающихся школьной жизнью, что
обеспечивается формированием школьных традиций, вовлечением детей в
общешкольные
мероприятия,
формированием
системы
досуговых
мероприятий.
Работа с родителями (законными представителями) организуется через
систему родительских собраний, родительский комитет, Совет отцов,
непосредственный контакт родителей (законных представителей) с
педагогами, классными руководителями и администрацией образовательной
организации.
Важным является соблюдение условия единства педагогического,
родительского и ученического коллективов. Работа с классными
руководителями по организации воспитательной работы строится через
систему методических и организационных мероприятий, обеспечивающих
раскрытие содержания воспитательной работы, знакомство с современными
достижениями педагогики в области организации воспитательной
деятельности, обсуждение городских программ по организации
воспитательной работы и повышению ее качества и эффективности.
В центре функционируют выборные коллегиальные органы управления:
Управляющий Совет, Общешкольный родительский комитет, Совет отцов,
Совет старшеклассников.
Наличие в штате учебного заведения педагога-психолога и социального
педагога, учителя-логопеда позволило расширить воспитательные и
развивающие возможности образовательного учреждения.
К особым условиям осуществления воспитательной деятельности
можно отнести:
Развитая система дополнительного образования;
Отряд ЮИД «Светофор»
РДШ
Отряд «Юн армия»
Волонтерское движение
Система работы по взаимодействию с родителями
МКОУ «ЗСОШ»» в рамках воспитательной работы сотрудничает с:
6

– Ахтынским пограничным отрядом в селе Ахты и Рутул
– С образовательным центром «ЛЮМИНАРИЙ» в селе Хрюг
– Ахтынский краеведческий музей , село Ахты
– Школа юннатов в селе Ахты
-- МКОУ «Рутульская школа №1»
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный
идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель
воспитания в образовательной организации – личностное развитие
обучающихся, проявляющееся:
– в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
– в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
– в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых
дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание
усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять большее внимание на разных
уровнях общего образования.
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
7

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
образовательной организации педагогами и воспринимаются детьми именно
как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для
развития социально значимых отношений школьников и накопления ими
опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся
следующие:
– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая
старшим;
– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
– знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
– проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
– уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
8

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и,
прежде всего, ценностных отношений:
– к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
– к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
– к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
– к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
– к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
– к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
– к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
– к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
– к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
– к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
уровне основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
9

значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
обучающихся.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
учащимся старших классов поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он
поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь
окружающего их общества.
Это:
– опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
– трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
– опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
– опыт природоохранных дел;
– опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
– опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
– опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
– опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
– опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
– опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
10

педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большое внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
– реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
– реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
– вовлекать обучающихся в кружки и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
– использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
– инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
– поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
– организовывать для обучающихся экскурсии (в т.ч. виртуальные) и
реализовывать их воспитательный потенциал;
– организовывать профориентационную работу с обучающимися;
– организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
– развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
– организовать работу с семьями обучающихся, их родителями
(законными представителями), направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь
11

детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения обучающихся.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы, каждое из
которых представлено в соответствующем модуле.

3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися
вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа с классным коллективом:
– инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
– организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
–
проведение классных часов как часов плодотворного и
доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
– сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование;

12

– регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому ученику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
– выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
– изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями (законными
представителями) обучающихся, с преподающими в данном классе
учителями;
– поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
– индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи
и неудачи;
– коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями (законными представителями), с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
– регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
– проведение педагогических консилиумов, направленных на решение
конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на
обучающихся;

13

– привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
– привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
– регулярное информирование родителей (законных представителей) о
школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
– помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
регулировании отношений между ними, администрацией образовательной
организации и учителями-предметниками;
– организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
– создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей.
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого
организуется целенаправленное формирование запланированные педагогом
отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми
ученик сталкивается на уроке. Из урока в урок, имея в виду одну
воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А так
как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и
для его формирования необходимо время, то внимание педагога к
воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным.
Каждый урок воспитывает. Если урок дидактически правильно
организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
– установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
– побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
14

– привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися собственного мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
– вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
15

– формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
– создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
– поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
– поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
● познавательная деятельность: курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
– «Путешествие в мир русского языка» (1-4 классы);
– «В мире слов» (1-4 классы);
– «Юный пешеход» (3-4 классы);
– «Занимательная математика» (1-4 классы);
– «Юный эколог» (1-4 классы)
– «Занимательная биология» (9 классы) ;
– «Магический квадрат», (7 класс);
– «Юный географ» (9 классы);
– « Право и сознание » (7 - 8классы);
– «Юный лингвист» (7 класс);
– «Русский язык. Решу ЕГЭ» (10 - 11 классы);
– «Занимательная физика» (10 - 11 классы);
– «Голос Самура» (6 классы)
- « Финансовая грамотность» (4 , 7 класс)
● художественное творчество: курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного
16

отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
--«Умелые ручки»:
«Театральный кружок»
● проблемно-ценностное общение: курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей
– «Я гражданин России» (1-4 классы);
● спортивно-оздоровительная деятельность: курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
– «ГТО для младших школьников» (1-4 классы);
– «Школа безопасности» (5 классы);
● игровая деятельность: курсы внеурочной деятельности,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения,
умений работать в команде.
– «Шахматы» (1-4 классы);
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в образовательной организации
помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации.
Детское самоуправление в МКОУ « Зрыхская СОШ» осуществляется
следующим образом:
на уровне образовательной организации:
– через деятельность выборного Совета старшеклассников,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
17

– через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов
для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и
получения обратной связи от классных коллективов;
– через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей и т.п.);
на уровне классов:
– через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса старост, представляющих интересы класса в общешкольных
делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
на индивидуальном уровне:
– через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
– через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой и т.п.
3.1.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников,
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
– циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
– профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах
18

выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной
профессиональной деятельности;
– экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
– посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
– встречи с людьми разных профессий (возможны в режиме online);
– совместное с педагогами изучение Интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного online-тестирования,
прохождение online-курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
– участие в работе Всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах.
Профориентационная работа в МКОУ «ЗСОШ» опирается на
следующие принципы:
– систематичность и преемственность профориентации (от начальной –
к старшей школе);
– дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах;
– оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями (законными
представителями);
– взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений.
Кроме
того,
для
учащихся
центра
организовываются
профориентационные экскурсии и встречи с представителями вузов и ссузов
Республики Дагестан.
3.1.6. Модуль «Работа с родителями
(законными представителями) обучающихся»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
на групповом уровне:
19

– общешкольный родительский комитет, участвующий в решении
некоторых вопросов воспитания и социализации их детей;
– общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
– психолого-педагогический лекторий по темам «Положительные и
отрицательные эмоции. Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка»,
«Семейные традиции и их роль в воспитании подростков», «Семья и выбор
жизненного пути», «Физическое развитие школьников в школе и дома»,
«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»;
на индивидуальном уровне:
– помощь со стороны родителей (законных представителей) в
подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
воспитательной направленности;
– индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей)
обучающихся.
● художественная направленность:
– «ИЗО-студия
3.2.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе образовательной организации детские
общественные объединения – это добровольные и целенаправленные
формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся
на основе общности интересов для реализации общих целей. Воспитание в
детских общественных объединениях осуществляется через:
– утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном
объединении
демократических
процедур
(выборы
руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему
сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих
ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
– организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут являться:
20

посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная
работа с учреждениями социальной сферы и др.);
– поддержку и развитие в детском объединении его традиций,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении;
– участие членов детских общественных объединений в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Это может быть, как участием школьников в проведении разовых
акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной
деятельностью обучающихся.
В МКОУ «ЗСОШ» действуют следующие основные детские
объединения:
Название
Класс
Содержание деятельности
объединения
«Светофор»
2-8
Повышение уровня теоретических знаний по
классы ПДД
у
учащихся;
формирование
мотивационно-поведенческой культуры детей в
условиях уличного движения; развитие чувства
ответственности у детей за свое поведение на
дороге.
«Юнармия»
2-11
Всестороннее развитие и совершенствование
классы личности детей и подростков, удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании; повышение в обществе
авторитета и престижа военной службы;
сохранение и приумножение патриотических
традиций;
формирование
у
молодежи
готовности и практической способности к
выполнению
гражданского
долга
и
конституционных обязанностей по
защите Отечества.
«РДШ»
7-9
Формирование
разносторонней
развитой
классы личности с активной гражданской позицией,
социализированной в современном обществе.

21

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (мониторинг)
Самоанализ
организуемой
в
образовательной
организации
воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и
проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно непосредственно самой
образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
– принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
– принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
– принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
– принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на педагогическом совете школы.

22

Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в образовательной организации совместной
деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых является анкетирование педагогов.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
– качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
– качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
– качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
– качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
– качеством существующего в образовательной организации
ученического самоуправления;
– качеством функционирующих на базе образовательной организации
детских общественных объединений;
– качеством профориентационной работы школы;
– качеством работы школьных медиа;
– качеством организации предметно-эстетической среды школы;
– качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

23

24

Приложение 1
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ «ЗСОШ»
НА 2022-2023 ГОД
(УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАССЫ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Инвариантные модули
Модуль «Классное руководство»
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей с включением тематических классных часов)
Составление социальных паспортов классных коллективов

1-4

Классные руководители

1-4
1-4
1-4

Первая неделя
сентября
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь

Оформление классных уголков
Классный час «Мой Ахтынский район и село Зрых»
Классный час, посвященный Дню начала блокады
Ленинграда
Классный час, посвященный Дню народного единства
Классный час «Международный день против фашизма,
расизма и антисемитизма»
Классный час, посвященный Дню Конституции Российской
Федерации
Классный час «День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады в 1944 году»
Классный час ко Дню Памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества
Классный час ко Дню Защитника Отечества
Классный час к Международному женскому Дню
Классный час «День космонавтики»

1-4
1-4

Ноябрь
Ноябрь

Классные руководители
Классные руководители

1-4

Декабрь

Классные руководители

1-4

Январь

Классные руководители

1-4

Февраль

Классные руководители

1-4
1-4
1-4

Февраль
Март
Апрель

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

25

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

Модуль «Школьный урок»
(согласно индивидуальным планам работы учителей с включением единых уроков)
РОССИЯ – СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

1-4

Единый урок «Дагестанцы на фронтах ВОВ»

1-4

125 лет со дня рождения В. Л. Гончарова

1-4

130 лет со дня рождения И. М. Виноградова

1-4

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко
Дню гражданской обороны РФ)
Единый урок «Всемирный день защиты животных»

1-4

Всемирный день математики

1-4

Уроки финансовой грамотности

1-4

Единый урок «Права человека»

1-4

200-летие со дня рождения Н. А. Некрасова

1-4

165 лет со дня рождения И. И. Александрова

1-4

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднования Всемирного дня гражданской обороны)
Единый урок «Воссоединение Крыма с Россией»

1-4

Неделя математики

1-4

1-4

1-4

26

1 сентября

Учителя начальных классов,
классные руководители
Сентябрь
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
11 (24) сентября Учителя начальных классов,
учителя математики
14 сентября
Учителя начальных классов,
учителя математики
4 октября
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
4 октября
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
15 октября
Учителя начальных классов,
учителя математики
Октябрь-декабрь Учителя начальных классов,
учителя-предметники
10 декабря
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
10 декабря
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
25 декабря
Учителя начальных классов,
учителя математики
1 марта
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
Март
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
14-20 марта
Учителя начальных классов,
учителя-предметники

Всероссийские экологические уроки

3-4

Март-апрель

Гагаринский урок «Космос – наш»

1-4

12 апреля

Учителя начальных классов,
учителя-предметники
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
Учителя начальных классов,
учителя-предметники

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной
1-4
30 апреля
охраны)
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
(согласно индивидуальным планам работы педагогов, организующих внеурочную деятельность)
Направление: познавательная деятельность
Наименование курса
Классы
Сроки
«Путешествие в мир русского языка»
1-4
В течение года
«В мире слов»

1-4

В течение года

«Юный пешеход»

1-4

В течение года

«Занимательная математика»

1-4

В течение года

«Юный эколог»

1-4

В течение года

Направление: художественное творчество
Направление: спортивно-оздоровительная деятельность
Наименование курса
Классы
Сроки
«ГТО для младших школьников»
1-4
В течение года
Наименование курса

Направление: игровая деятельность
Классы
Сроки
«Шахматы»

Модуль «Самоуправление»
27

Ответственные
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Ответственные
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Ответственные
1-4

Дела, события, мероприятия

Классы
Сроки
Выборы органов самоуправления в классах

Распределение обязанностей между всеми учениками
классных коллективов
Дежурство во время перемен на закрепленной территории

1
1-4

2-4

Первая неделя
сентября
Согласно
графику
В течение года

Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников
Ответственные
Классные руководители,
вожатые
Заместитель директора по ВР
Классные руководители,
вожатые

Проведение рейда «Внешний вид учащихся, пропуски,
опоздания». Составление рейтинга среди учащихся
начальной школы
Модуль «Профориентация»
Дела, события, мероприятия
Мероприятие «Профессия моих родителей»

Классы
1-4

Сроки
Ноябрь

Единый день профориентации
Викторины, игры, конкурсы «В мире профессий»

1-4
1-4

Апрель
Март

1-4

Ответственные

Трудовой десант

Модуль «Работа с родителями (законными
представителями) обучающихся»
Дела, события, мероприятия
Общешкольное родительское собрание
Родительские собрания по классам:
– «Трудности адаптации первоклассников в школе»;
– «Профилактика короновируса »;
– «Школьный устав. Дисциплина»;

Классы
1-4

1-4

Сроки
Сентябрь
В течение года

1
1-4
28

Ответственные
Администрация, классные
руководители
Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба

– «Профилактика детского травматизма»;
– «Нравственные ценности семьи»;
– «Формирование активной жизненной позиции в школе и
дома»;
– «Предварительные итоги года»;

1-4
1-4
1-4
1-4

Родительский урок «О проблеме асоциальных явлений»

1-4
1-4
1-4

Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба
Мероприятия для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения
несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей детей и подростков

Совместная работа родителей, учащихся и педагогов в
1-4
подготовке к общешкольным мероприятиям и общественнополезным делам
Акция «Родительский урок»
1-4

Октябрь

В течение года
Февраль-март

Участие родителей в благоустройстве пришкольной
территории
Заседание Совета профилактики

1-4

Март-апрель

1-4

По мере
необходимости

Международный день защиты детей

1-4

1 июня

Всероссийский конкурс творческих проектов учащихся,
студентов и молодежи «Моя семейная реликвия»

1-4

Январь-июнь

29

Администрация, классные
руководители
Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Администрация, социальнопсихологическая служба,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Администрация, классные
руководители

1-4

Приложение 2
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ «ЗСОШ»
НА 2022-2023 ГОД
(УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАССЫ
СРОКИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Модуль «Классное руководство»
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей с включением тематических классных часов)
Составление социальных паспортов классных коллективов

5-9

Классные руководители

5-9
5-9
5-9

Первая неделя
сентября
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь

Оформление классных уголков
Классный час «Мой Ахтынский район и село Зрых»
Классный час, посвященный Дню начала блокады
Ленинграда
Классный час «Международный день распространения
грамотности»
Классный час, посвященный Дню народного единства
Классный час «Международный день против фашизма,
расизма и антисемитизма»
Классный час, посвященный Дню Конституции
Российской Федерации

5-9

Сентябрь

Классные руководители

5-9
5-9

Ноябрь
Ноябрь

Классные руководители
Классные руководители

5-9

Декабрь

Классные руководители

30

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

Классный час «День полного освобождения Ленинграда от 5-9
Январь
Классные руководители
фашистской блокады в 1944 году»
Классный час ко Дню Памяти о россиянах, исполнявших
5-9
Февраль
Классные руководители
служебный долг за пределами Отечества
Классный час ко Дню Защитника Отечества
5-9
Февраль
Классные руководители
Классный час к Международному женскому Дню
5-9
Март
Классные руководители
Классный час «День космонавтики»
5-9
Апрель
Классные руководители
Модуль «Школьный урок»
(согласно индивидуальным планам работы учителей с включением единых уроков)
Предметные недели
Единый урок «Дагестанцы на фронтах ВОВ»

5-9
5-9

В течение года
Сентябрь

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки
детей к действиям в условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций)
Всероссийский урок здоровья

5-9

1 сентября

7-9

Сентябрь

125 лет со дня рождения В. Л. Гончарова

5-9

11 (24) сентября

130 лет со дня рождения И. М. Виноградова

5-9

14 сентября

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко
Дню гражданской обороны РФ)
Единый урок «Всемирный день защиты животных»

5-9

4 октября

5-9

4 октября

100-летие со дня рождения академика Российской
академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича
Всемирный день математики

5-9

15 октября

5-9

15 октября

31

Учителя-предметники
Классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя математики
Классные руководители,
учителя математики
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя математики
Классные руководители,
учителя математики

Урок памяти (День памяти политических репрессий)

Классные руководители,
учителя-предметники
Уроки безопасности
5-9
Октябрь, апрель Классные руководители,
учителя-предметники
Уроки финансовой грамотности
5-9
Октябрь-декабрь Классные руководители,
учителя-предметники
200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского
8-9
11 ноября
Классные руководители,
учителя-предметники
Всероссийский урок «История самбо»
5-9
16 ноября
Учителя физической культуры
Единый урок «Права человека»
5-9
10 декабря
Классные руководители,
учителя-предметники
200-летие со дня рождения Н. А. Некрасова
5-9
10 декабря
Классные руководители,
учителя русского языка и
литературы
165 лет со дня рождения И. И. Александрова
5-9
25 декабря
Классные руководители,
учителя математики
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
5-9
1 марта
Классные руководители,
празднования Всемирного дня гражданской обороны)
учителя-предметники
Единый урок «Воссоединение Крыма с Россией»
5-9
Март
Классные руководители,
учителя-предметники
Неделя математики
5-9
14-20 марта
Классные руководители,
учителя-предметники
Всероссийские экологические уроки
5-9
Март-апрель
Классные руководители,
учителя-предметники
Гагаринский урок «Космос – это мы»
5-9
12 апреля
Классные руководители,
учителя-предметники
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной
5-9
30 апреля
Классные руководители,
охраны)
учителя-предметники
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
(согласно индивидуальным планам работы педагогов, организующих внеурочную деятельность)
5-9

32

30 октября

Направление: познавательная деятельность
Наименование курса
Классы
Сроки
«Занимательная биология»
8
В течение года
«Физика в задачах и упражнениях»

8-9

В течение года

«Магический квадрат»

5-9

В течение года

«Юный географ»

8

В течение года

«Право и свобода»

8 -9

В течение года

«Юный лингвист »

5-9

В течение года

«Занимательная физика»

7

В течение года

«Юный краевед Дагестана»

8

В течение года

Направление: спортивно-оздоровительная деятельность
Наименование курса
Классы
Сроки
«Школа безопасности»
5
В течение года
«ЗОЖ»

5-9

Наименование курса
«Литературная гостиная»

В течение года

Направление: игровая деятельность
Классы
Сроки
5-8
В течение года

Ответственные
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Ответственные
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Ответственные
Педагог, организующий
внеурочную деятельность

Модуль «Самоуправление»
Дела, события, мероприятия

Классы
33

Сроки

Ответственные

Выборы органов самоуправления в классах. Заседания
отделов, выборы актива школьного самоуправления
Операция «Уголок» (проверка классных уголков)

5-9

Сентябрь

5-9

Сентябрь

Рейд по проверке чистоты в кабинетах, внешнего вида,
посещаемости школы

5-9

Составление рейтинга классов по соблюдению
дисциплины и соответствию внешнего вида

5-9

Проведение рейда «Внешний вид учащихся, пропуски,
опоздания». Составление рейтинга среди учащихся
начальной школы
Квест «Мама – главное слово» ко Дню Матери

5-9

Ежедневно,
согласно
графику
дежурства
классов
Последняя
неделя каждого
месяца
В течение года

5-9

Ноябрь

Новогодний квест

5-9

Декабрь

Операция «Бумаге вторую жизнь»

5-9

Февраль

День местного самоуправления

5-9

21 апреля

Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников

Модуль «Профориентация»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Ответственные
Профессиональное информирование и профессиональное консультирование

34

5-9

Встреча обучающихся с представителями СУЗов, ВУЗов,
работниками культуры, журналистами
Проект «Билет в будущее»

5-9

Октябрь-ноябрь

Час размышлений «Человек и профессия»

5-9

Ноябрь

Участие в проекте «Большая перемена»
Мониторинг профессионального самоопределения
обучающихся 9 классов

5-9
9

Июнь-ноябрь
Январь

8-9

В течение года

Конкурс «Школьный лидер»
8-9
Апрель
Единый день профориентации
5-9
Апрель
Модуль «Работа с родителями (законными
представителями) обучающихся»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Общешкольное родительское собрание
Родительские собрания по классам:
– «Психолого-педагогические проблемы адаптации
ребенка в средней школе»;
– «Здоровье питание – гарантия нормального развития
ребенка»;
– «Школьный устав. Дисциплина»;
– «Профилактика детского травматизма»;
– «Нравственные ценности семьи»;
– «Роль взрослых в оказании помощи подростку в
кризисных ситуациях» и «Профилактика зависимых
состояний»;

5

В течение года
Сентябрь

5-9
5-9
5-9
5-9
5-9

Декабрь
Февраль

35

Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
эксперты проекта
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
социально-психологическая
служба
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР
Ответственные
5-9
Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба

– «Профориентация: дороги, которые выбирают наши
дети»;
– «Предварительные итоги года»;
– «Организация летнего отдыха»
Родительский урок «О проблеме асоциальных явлений»

9
5-9
5-9

Апрель
Октябрь

Мероприятия для родителей (законных представителей) по 5-9
формированию культуры профилактики суицидального
поведения несовершеннолетних с освещением вопросов,
касающихся психологических особенностей детей и
подростков
Совместная работа родителей, учащихся и педагогов в
5-9
подготовке к общешкольным мероприятиям и
общественно-полезным делам
Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная
5-7
семья!»

В течение года

Акция «Родительский урок»

5-9

Февраль-март

Участие родителей в благоустройстве пришкольной
территории
Заседание Совета профилактики

5-9

Март-апрель

5-9

По мере
необходимости

Всероссийский конкурс творческих проектов учащихся,
студентов и молодежи «Моя семейная реликвия»
Международный день защиты детей

5-9

Январь-июнь

5-9

1 июня

36

Администрация,
классные
руководители,
социальнопсихологическая служба
Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба

В течение года

Администрация, классные
руководители

В течение года

Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
учителя физической культуры
Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Администрация, социальнопсихологическая служба,
классные руководители
Администрация, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Приложение 3
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ «ЗСОШ»
НА 2022-2023 ГОД
(УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАССЫ
СРОКИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Модуль «Классное руководство»
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей с включением тематических классных часов)
Составление социальных паспортов классных коллективов

10-11

Классные руководители

10-11
10-11
10-11
10-11

Первая неделя
сентября
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь

Оформление классных уголков
Разговоры о важном
Классный час, посвященный Дню начала блокады Ленинграда
Классный час «Международный день распространения
грамотности»
Классный час, посвященный Дню народного единства
Классный час «Международный день против фашизма,
расизма и антисемитизма»
Классный час, посвященный Дню Конституции Российской
Федерации
Классный час «День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады в 1944 году»

10-11
10-11

Ноябрь
Ноябрь

Классные руководители
Классные руководители

10-11

Декабрь

Классные руководители

10-11

Январь

Классные руководители

37

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

Классный час ко Дню Памяти о россиянах, исполнявших
10-11
Февраль
Классные руководители
служебный долг за пределами Отечества
Классный час ко Дню Защитника Отечества
10-11
Февраль
Классные руководители
Классный час к Международному женскому Дню
10-11
Март
Классные руководители
Классный час «День космонавтики»
10-11
Апрель
Классные руководители
Модуль «Школьный урок»
(согласно индивидуальным планам работы учителей с включением единых уроков)
Предметные недели
Единый урок «Дагестанцы на фронтах ВОВ»

10-11
10-11

В течение года
Сентябрь

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей 10-11
к действиям в условиях различного рода чрезвычайных
ситуаций)
125 лет со дня рождения В. Л. Гончарова
10-11

1 сентября

130 лет со дня рождения И. М. Виноградова

10-11

14 сентября

Всероссийский урок здоровья

10-11

Сентябрь

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню 10-11
гражданской обороны РФ)
Единый урок «Всемирный день защиты животных»
10-11

4 октября

100-летие со дня рождения академика Российской академии
образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича
Всемирный день математики

10-11

15 октября

10-11

15 октября

Урок памяти (День памяти политических репрессий)

10-11

30 октября

38

11 (24) сентября

4 октября

Учителя-предметники
Классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя математики
Классные руководители,
учителя математики
Классные руководители,
учителя-предметники
Учителя начальных классов,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
учителя математики
Классные руководители,
учителя математики
Классные руководители,
учителя-предметники

Уроки безопасности

Классные руководители,
учителя-предметники
Уроки финансовой грамотности
10-11
Октябрь-декабрь Классные руководители,
учителя-предметники
200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского
10-11
11 ноября
Классные руководители,
учителя-предметники
Всероссийский урок «История самбо»
10-11
16 ноября
Учителя физической культуры
Единый урок «Права человека»
10-11
10 декабря
Классные руководители,
учителя-предметники
200-летие со дня рождения Н. А. Некрасова
10-11
10 декабря
Классные руководители,
учителя русского языка и
литературы
165 лет со дня рождения И. И. Александрова
10-11
25 декабря
Классные руководители,
учителя математики
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
10-11
1 марта
Классные руководители,
празднования Всемирного дня гражданской обороны)
учителя-предметники
Единый урок «Всемирный день гражданской обороны»
10-11
1 марта
Классные руководители,
учителя-предметники
Единый урок «Воссоединение Крыма с Россией»
10-11
Март
Классные руководители,
учителя-предметники
Неделя математики
10-11
14-20 марта
Классные руководители,
учителя-предметники
Всероссийские экологические уроки
10-11
Март-апрель
Классные руководители,
учителя-предметники
Гагаринский урок «Космос – наш»
10-11
12 апреля
Классные руководители,
учителя-предметники
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной
10-11
30 апреля
Классные руководители,
охраны)
учителя-предметники
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
(согласно индивидуальным планам работы педагогов, организующих внеурочную деятельность)
10-11

39

Октябрь, апрель

Направление: познавательная деятельность
Наименование курса
Классы
Сроки
«Трудные случаи грамматики»
10 -11
В течение года
«Математика . Решу ЕГЭ»

10 - 11

В течение года

«Решение задач повышенной сложности»

10

В течение года

«Русский язык. Решу ЕГЭ»

10 -11

В течение года

«Занимательная физика»

В течение года

Направление: спортивно-оздоровительная деятельность
Наименование курса
Классы
Сроки
Модуль «Самоуправление»
Дела, события, мероприятия
Выборы органов самоуправления в классах. Заседания
отделов, выборы актива школьного самоуправления
Составление рейтинга классов по соблюдению дисциплины и
соответствию внешнего вида

Классы
10-11

Сроки
Сентябрь

10-11

Проведение рейда «Внешний вид учащихся, пропуски,
опоздания»
День местного самоуправления

10-11

Последняя
неделя каждого
месяца
В течение года

10-11

21 апреля

Ответственные
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Педагог, организующий
внеурочную деятельность
Ответственные
Ответственные
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников
Заместитель директора по ВР,
Совет старшеклассников

Модуль «Профориентация»
Дела, события, мероприятия
Профессиональное информирование и профессиональное
консультирование

10-11
40

Кла
В течение года

Заместитель директора по ВР,
классные руководители,

Встреча обучающихся с представителями СУЗов, ВУЗов,
работниками культуры, журналистами
Проект «Билет в будущее»

10-11

В течение года

10-11

Октябрь-ноябрь

Час размышлений «Человек и профессия»

10-11

Ноябрь

Участие в проекте «Большая перемена»
Мониторинг профессионального самоопределения
обучающихся 9 классов

10-11
10-11

Июнь-ноябрь
Январь

Конкурс «Школьный лидер»
Единый день профориентации
Трудовой десант

10-11
10-11
10-11

Апрель
Апрель
В течение года

Модуль «Работа с родителями (законными
представителями) обучающихся»
Дела, события, мероприятия
Общешкольное родительскоесобрание

Классы
10-11

Сроки
Сентябрь

Родительские собрания по классам:
– «Сотрудничество школы и семьи в подготовке
выпускников»;
– «Здоровая семья – здоровые дети»;
– «Школьный устав. Дисциплина»;

В течение года
10-11
10-11
10-11
41

социально-психологическая
служба
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
эксперты проекта
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
социально-психологическая
служба
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
вожатые, Совет
старшеклассников
Ответственные
Администрация, классные
руководители
Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба

– «Формирование осознанного отношения подростков к
здоровому образу жизни»;
– «Проблемы родителей и детей в современных семьях. Пути
преодоления конфликтных ситуаций»;
– «Самореализация личности в условиях современного
образования»;
– «Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены»,
– «Как сохранить психическое здоровье ребенка»;
– «Жизненный путь счастливого человека»

10-11
10-11

10-11
11

10-11
10-11
Родительский урок «О проблеме асоциальных явлений»
Мероприятия для родителей (законных представителей) по
формированию культуры профилактики суицидального
поведения несовершеннолетних с освещением вопросов,
касающихся психологических особенностей детей и
подростков
Совместная работа родителей, учащихся и педагогов в
подготовке к общешкольным мероприятиям и общественнополезным делам
Акция «Родительский урок»

10-11

Участие родителей в благоустройстве пришкольной
территории
Заседание Совета профилактики

В течение года

10-1
Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба

10-11

В течение года

Администрация,
руководители

10-11

Февраль-март

10-11

Март-апрель

10-11

По мере
необходимости

Администрация, классные
руководители, социальнопсихологическая служба
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Администрация, социальнопсихологическая служба,
классные руководители

42

классные

Всероссийский конкурс творческих проектов учащихся,
студентов и молодежи «Моя семейная реликвия»
Международный день защиты детей

10-11

Январь-июнь

10

1 июня

43

Администрация, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89894867530, 89288392487, 89894694367

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».